събота, 30 май 2015 г.

Жизнь в запретительном списке

Меня предупредили, что я оказался в запретительном списке на въезд в Россию. Вчера я с прискорбием убедился, что этому есть и официальное доказательство.
Человек может не по своей воле угодить в любые списки, но ведь это его никоим образом не меняет.
Признаю суверенное право моих коллег из российского посольства оценивать мои анализы и мою деятельность и предлагать внесение моего имени в какие угодно списки. Горжусь тем, что на поприще защиты ценностей и прав моих соотечественников и европейцев я не дал ни малейшего повода к сомнению в том, какую позицию занимаю и какие принципы отстаиваю. Поэтому и оказался в этом списке 89 европейцев, более чем в престижной компании.
Не стану квалифицировать этот акт – это достаточно яркий показатель мышления властных структур России. В отношениях с Россией я всегда руководствовался идеей защиты болгарских национальных интересов, что, поверьте, отнюдь не является традицией в действиях болгарских политиков и дипломатов и не подразумевается по умолчанию.
С другой стороны, я всегда уважительно относился к российским лидерам и их праву формировать российскую политику тем образом, который они считают уместным.
В отличие от многих, я не закрываю глаза на роль и значение ошибок Запада в создании нынешней ситуации. Западным политикам, критикующим сегодня Путина и выражающим недовольство его позицией, следует обратиться к источникам современного ресурса российского президента и к отказу Запада дать России шанс, сравнимый с членством в ЕС и НАТО, который был дан Восточной Европе. Им стоит мысленно вернуться в те дни 2003 г., когда экс-президент США, посмотрев в глаза Путину, увидел в нем человека, которому можно доверять.
Затем Россию захлестнуло невиданное в ее истории богатство – более четырех триллионов долларов – стекшихся в казну, благодаря повышению цен на нефть, природный газ, металлы и сырье. Предоставленная сама себе, без четкой модели взаимодействия с Западом, приобрев новое самочувствие и финансовое благополучие, Россия предсказуемо избрала ориентиром своего развития вершины своей исторической славы, в том числе – Сталина. Да, это – самоубийственное упражнение ХХІ века, ибо оно ведет к отходу от великих традиций европейской взаимосвязи и идентичности, начало которым положил Петр Великий. Тем ни менее, это факт, и в нем есть «заслуга» Запада.
Мои расхождения с коллегами из МИД РФ возникли еще в те годы, когда зародилась идея «энергетического шлема», коренным образом расшатавшая российско-болгарские отношения после 2006 года. К сожалению, мне не удалось повлиять на решения моего правительства и тогдашнего болгарского президента, и они вступили на путь «большего шлема».
Мои основные контраргументы и тогда, и теперь сводятся к тому, что в этих проектах слишком много геополитики и несбалансированных интересов, которые при предстоящем тогда вхождении нашей страны в ЕС и НАТО поставило бы ее перед невозможностью выбора. Отсутствие бизнес-логики обрекало нашу страну на огромные финансовые потери – нетрудно было подсчитать ущерб в случае необходимости корректировки договора по газу. И он превысил миллиард долларов.  Нам что – снова следует промолчать во имя великих традиций и исторической признательности, причем освещаемой односторонне?
Нет, я не верю, что что-нибудь должен современному поколению россиян. То, что были должны наши предки, уже отдано, сделано, выплачено. Сегодня я ничего не должен, я думаю о пользе и выгоде – не для себя лично, а для моей страны.
В отсутствие нормальных аргументов гораздо проще заклеймить человека «русофобством» и внести его в запретительный визовый список.
Еще одним моим аргументом в споре с моим правительством была необходимость сфокусироваться на защите болгарских экономических интересов в России, в том числе – на обеспечении равных прав для болгарских компаний. Уход с российских рынков – не только функция естественно сузившихся возможностей и снизившейся конкурентоспособности болгарской индустрии, но и результат сознательной политики действия или бездействия с российской стороны. Понятна моя активность с целью спасения болгарских фирм от политического вмешательства. Каждому, кто знаком с ситуацией, ясно, что политический риск для болгарского бизнеса в России огромен и требует постоянного вмешательства болгарского государства на всех уровнях, чтобы болгарские бизнесмены получили шанс в ходе неравной конкуренции. Усилия множества делегаций на разных уровнях не помогли болгарским фирмам получить заказы в ходе подготовки и проведения Зимней Олимпиады в Сочи. Якобы являясь «стратегическими партнерами» по самым важным для России энергетическим проектам, мы остались с пустыми руками.
В отличие от многих, я привык подводить итоги той или иной политики в реальных экономических измерениях.
А своим российским друзьям и коллегам, к которым я не смогу приехать (это люди самых разных взглядов, одни разделяют мои убеждения, другие придерживаются совершенно противоположных), скажу: «Добро пожаловать в Болгарию! Встретимся в нашей стране или в любой другой европейской. Оставайтесь такими, как вы есть, я не хочу, чтобы вы менялись. У нас могут быть разногласия, но важно продолжать диалог, обсуждать происходящее и бороться за то, чтобы каждый мог быть самим собой, защищая свои идеи и взгляды».
Потому что когда все думают и говорят одинаково, значит, не думает никто. И беды приходят сами собой. Важно (со списками или без них) предотвратить втягивание России и Европы в масштабный военный конфликт ради спасения режима, который делает «врагов» даже из таких естественных друзей русской культуры, природы и традиций, как я.
В сущности, значительная часть российских официальных лиц, с которыми не так давно я работал в качества посла Болгарии, например – тогдашний премьер-министр Касьянов, министр финансов Кудрин, который являлся и сопредседателем Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству – тоже попали в категорию оппонентов нынешнему режиму.
Значит, это не моя матрица дает сбой.

1 коментар: