Комментарий отношений с Болгарией, сделанный в Крыму президентом Путиным в ответ на вопрос лидера местных этнических болгар, по всей вероятности, был согласован предварительно и возник отнюдь не случайно. Не логично, чтобы российский президент в ходе внутриполитического события, имеющего серьезный международный резонанс, комментировал отдельно взятую страну, тем более – Болгарию. Но он это сделал, очевидно, направляя свое послание с учетом ожидаемой динамики в двустороннем плане.
Ни для кого не тайна, что поддержка со стороны этнических меньшинств в Крыму российской внешней политики – архиважна Кремлю. Невзирая на скорбную историю гонений и переселений, часть нынешней элиты болгарских меньшинств в Крыму, на других территориях Украины, в России и в Молдове глубоко интегрирована в кремлевскую вертикаль власти – кто вынужденно, кто из-за отсутствии альтернативы, а кто и по призванию. Я знаком с многими из них и могу заверить читателей, что жизнь большинства их семей граничит с трагедией, то, что им удалось подняться по иерархической лестнице в Советском Союзе, а затем – в России, почти чудо. Ни СССР, ни Российская Федерация не отличался и не отличается толерантностью в отношении болгарских этнических меньшинств, проживавших и проживающих на их территории, идет ли речь о волжских болгарах или переселенных во времена Екатерины болгарах «задунайских».
Визит президента Путина в Крым был запланирован, но прошел нелегко, так как полтора года спустя аннексии Крыма Россией преимущества для крымчан совсем неочевидны. Туристический сезон в текущем году также оказался провальным, но что куда более тревожно – у российского правительства нет и никогда не было адекватной стратегии развития туризма в стране. Россия располагает в этой области огромным неиспользованным потенциалом – как сезонным, так и территориальным. Но в экономике, сидящей на нефтяной игле, нет места утонченным и сложным по дизайну и исполнению стратегиям, требующимся в сфере туризма. Чрезмерно велики управленческие дефициты – и в области культуры управления во всех ветвях власти, и в области традиций. Таким образом, на что бы ни уповали крымчане, надежды на то, что из России хлынут инвестиции, ноу-хау и, главное, туристы, были и остались наивными. Уже второе лето свидетельствует о том, что любой платежеспособный россиянин, располагающий свободой выбора, предпочел Крыму традиционные направления – Турцию, Египет, Болгарию, Хорватию, Черногорию, Грецию… И лишь «подчиненный» люд выбирает Крым.
Новости, которые сообщил полуострову президент Путин, совсем неутешительны: будущий летний сезон тоже обречен, а значит – и доходы крымчан. А это предполагает, что госбюджет должен будет увеличить дотации, что совсем не гарантированно – особенно после того, как даже самый богатый регион России – Ханты-мансийский автономный округ – Югра – объявил о бюджетном дефиците и рассчитывает на финансовую помощь госбюджета.
Еще более абстрактно и абсурдно звучат уверения Путина и Медведева в том, что им удастся оживить местную экономику – увеличением заказов из России или инвестициями из центра. Ведь Кремль не в состоянии при тотальной нехватке бюджетных средств и необходимости дотировать все регионы делать эти инвестиции (или обязать олигархов), да и Запад не разрешит импортировать необходимые для модернизации экономики технологии. Кроме того, Кремлю приходится выбирать – дотировать ли ему Чечню и другие кавказские республики, в которых мир откровенно куплен, сокращение субсидий в которых равносильно реанимации сепаратизма и военных действий, или финансировать новые приобретения – Крым, Абхазию, Южную Осетию в дополнение к унаследованным «замороженным конфликтам» на постсоветском пространстве. Вдобавок ко всему, Кремль должен тушировать зарождающееся социальное недовольство в регионах, так как оттуда может прийти и смена власти.
И все же, сказанное президентом Путиным в адрес Болгарии, что « Москва намерена и далее сотрудничать с Софией, несмотря на все сложности в реализации проектов, в том числе в области энергетики, таких как "Южный поток" – признак изменения тональности и признание границ возможного влияния на политику в Болгарии.
1 декабря минувшего года, раздраженный проволочкой согласия Болгарской стороны, глава государства, претендующего на то, что оно освободило Балканы от ига оттоманской Турции, властелин Кремля, избрал именно столицу Турции, чтобы озвучить смену вех в своей балканской энергетической политике, конец «Южного потока» и переориентировку газопровода на Турцию. Причем сделал это весьма категоричным, даже оскорбительным образом, не оставив ни малейшего шанса на смягчение интерпретаций или возможность передоговориться.
Провал «Турецкого потока» не оставил российскому президенту бог весть какие возможности, кроме как восстановить хотя бы мнимую нормальность отношений с Болгарией, а главное – попытаться реанимировать свои каналы влияния в этой стране накануне решающих битв на геостратегическом фронте с Западом.
Не случайно Путин упоминает в своем ответе о НАТО, не упоминая о ЕС – ибо сейчас большинство стран Восточной Европы, членов ЕС и НАТО, чувствуют прямую угрозу со стороны возросшей агрессивности Кремля и ведут поиски возможности усиления обязательств со стороны США и НАТО для обеспечения своей безопасности, включительно и путем размещения на своих территориях постоянных военных баз или ресурсов.
Не случайно 3 и 4 ноября в Бухаресте соберутся лидеры 9-ти восточноевропейских стран НАТО и ЕС, чтобы обсудить пути усиления оборонительного потенциала и, в первую очередь, обязательства США и НАТО в поддержании их безопасности. И премьер-министр Болгарии, согласно интерпретации МИД, может оказаться ценным союзником в попытках России раздробить реакции и подорвать солидарные решения. В худшем случае, достаточно будет изолировать блок стран Балтии, Польшу и Румынию от неподдерживающих санкции Венгрии, Словакии и Болгарии.
Регулярные высказывания болгарского премьера против европейских санкций и его смягченные формулировки российских действий в Крыму, без сомнений, не остались незамеченными Москвой.
Вновь открывая пути к прямому диалогу с премьер-министром Борисовым (после встречи в Баку), Путин также восстанавливает возможности использования взаимопонимания с сильными игроками в Болгарии, в частности, свое огромное влияние в новых коалициях «по интересам», создавшихся в нашей стране, в целях реализации российской внешней политики в отношении Украины и Турции. И так как президент Плевнелиев непоколебим, его надлежит изолировать и, как минимум, блокировать его участие в очередных выборах.
Ни для кого не секрет, что в Болгарии наличествует широкий фронт сил, стремящихся создать новую модель взаимодействия с Россией, призванную заменить «большой шлем» новыми проектными и бизнес каналами трансферта интересов. Речь идет об откровенной торговле влиянием: мы помогаем выходу России из изоляции и отмене санкций, а Москва дает связанным с ней политическим и бизнес-кругам, которые после Крыма потеряли свои позиции, деньги и влияние, новые ликвидные доказательства новой жизненной перспективы. Их существование всецело зависит от существования активных открытых каналов взаимодействия с Кремлем – ибо ни в ЕС, ни в НАТО они не находят поддержки своим политическим, социальным и экономическим практикам.
Владимир Путин в нескольких предложениях дал понять, что после тяжеловесных слов, произнесенных в адрес Болгарии в Анкаре, он возвращается в рамки обычного взаимодействия – «бизнес как бизнес» путем предоставления экономической выгоды и финансирования пророссийских сил в Болгарии, в том числе – СМИ, неправительственных организаций и предпринимательства.
Это все слова, сказанные авансом, в рамках подготовки двусторонних визитов в сентябре и далее осенью с.г.
Однако российский лидер упустил время, не воспользовавшись советом Примакова о стратегическом обмене с Западом: мы возвращаем вам Восточную Украину, но Крым вы оставляете нам.
Еще более Путин запоздал с попытками возродить с кем бы то ни было в Болгарии отношения, подобные «энергетическому шлему». В этом вопросе ЕС не склонен проявлять толерантность. И ЕС, и НАТО поддерживают Украину и Турцию способом, который исключает любые односторонние или индивидуальные акции со стороны любого лидера восточноевропейской страны.
Предстоят трудные страницы двусторонних отношений. Лучшее, что мы можем сделать, это сознательно изолироваться от негативов политики Путина в России и за рубежом, не допуская ни на деле, ни даже умозрительно сближения с Россией ценой напряженности в отношениях с нашими союзниками. Ибо России еще только предстоят испытания в зонах высокой турбулентности, а нам там не место.
Если кто-нибудь не понял, о чем идет речь, пусть прочтет расширенный список санкционированных лиц, в котором уже фигурируют граждане стран ЕС.
Няма коментари:
Публикуване на коментар