вторник, 21 октомври 2014 г.

Агрессивность Кремля докатилась и до Болгарии




Твиттерская акция Дмитрия Рогозина  и последовавшее за ней выказывание официального представителя МИД – не только попытка оказать давление на ход переговоров о составе и характере будущего правительства Болгарии, но и признание провала российской внешней политики. Надежды на то, что Россия сохранит рычаги своего влияния после вступления Болгарии в НАТО и ЕС, не оправдались. Никто не предполагал, что Путин решится на открытую конфронтацию с Западом, при которой ни у одного болгарского правительства не останется иного выбора кроме как выполнять свои союзнические обязательства перед этими двумя блоками.
Энергетический «шлем», на который уповали по схеме «политическая ориентация – на Запад, экономическая зависимость – от Востока» не сработал. «Южный поток» заблокирован.
Россия стремится в ходе переговоров о составе болгарского правительства очертить «красные линии» своих интересов и изолировать «антироссийские» (в толковании Москвы) политические факторы – президента, министров служебного правительства и, главное, переговорщиков с партией ГЕРБ, поддерживающих ее тезисы.  
Цель ясна – коалиция типа «Южный поток». Послание: или мы сохраним свое влияние в Болгарии, или дестабилизируем ее до степени бесполезности для ЕС и НАТО и столкнем болгар с  Европой.
Знаю по собственному опыту, что официальные реакции, озвученные МИД, как правило, сбалансированы и в этой части не вызывают беспокойства. Опасная часть содержится в активизации неформальных каналов и, главное, в местных проводниках влияния и воздействия. Поэтому не удивляйтесь, если в эти дни усилится деятельность традиционных политических и бизнес-факторов, которые разукрасят подсказанные Москвой темы «предательства» президента Плевнелиева, нагнетая чувство исторической вины или будут продемонстрированы невразумительные реакции боссов футбольных клубов, стремящихся «подставить плечо» «Южному потоку».
Бессмысленно уделять этому чрезмерное внимание, теряя ценную общественную энергию. Но имеет смысл отреагировать на сомнительную привязку былых заслуг России к нынешним «долгам» современной Болгарии. Следует спокойно, но твердо отстаивать свое право на различие и идентичность.
Тезис о «неблагодарных болгарах» не нов, но до сих пор он не принимал форму подобной аррогантности. В мою бытность послом Болгарии в России я всегда утверждал, что признательность Болгарии тем русским, украинским, финским, румынским солдатам и генералам не подлежит сомнениям или уточнениям. Современные болгары и россияне в равной степени должны быть признательны своим предкам. Но современники ничего не должны друг другу за прошлое, а только лишь за то, что они содеяли в настоящем.
Каждое поколение наводит свои мосты общения, мосты  признательности и уважения. Если коллеги в МИД РФ этого не понимают – тем хуже…
Не случайно в Болгарии никто не оспаривает нашу признательность России за освобождение в ходе Русско-турецкой войны. (Если рассматривать это событие в материальном аспекте – то сразу же после войны мы заплатили за содержание русского оккупационого корпуса /терминология российская, того времени/.)
В духовном же плане эта признательность существует и будет существовать, неподвластная течению времени и смене правительств. Поэтому мы без помпы и без шумихи заботимся о сохранении памяти о великом деле тех известных и неизвестных воинов, пришедших, чтобы дать нам свободу.
В то же время в самой России памятники нашим общим героям тонут в забвении или убираются с видных мест, как памятник генералу Скобелеву в Москве.
Современным россиянам стоит поучиться у нас сохранению памяти о российских воинах. Поэтому наша признательность не распространяется на современное поколение управленцев в России.
Коварство истории состоит в том, что она хранит и примеры предательства Болгарии со стороны России. У болгарского народа нет оснований испытывать признательность к России за ее действия при Александре Третьем, Ленине и Сталине, в период существования Советского Союза. Ибо вместо того чтобы интегрироваться с европейскими политическими, экономическими и цивилизационными ценностями, мы были вынуждены соучаствовать в рожденном в России проекте глобального доминирования, каковой являлась «мировая социалистическая система». И все это – без права на выбор, ценой тысяч жертв, ценой уничтожения интеллектуальной и политической элиты болгарской нации. Но эту вину мы тоже не вменяем нынешним хозяевам Кремля.
Общеизвестен факт, что при вступлении советской армии на территорию Болгарии не погиб ни один солдат или офицер, но многие болгары заплатили своей жизнью за введение «под непосредственным руководством» репрессий в Болгарии, за действия отрядов СМЕРШ и партийных комиссаров, направленных из Москвы. И в этом контексте пассив, если это можно так назвать, приходится на долю наследников политики советского типа в лице Дмитрия Рогозина и официального представителя МИД РФ, которые возмущаются интервью болгарского президента. А он не сказал ничего иного, кроме того, что уже констатировано всей Европой: что путинская Россия – агрессивная страна, не уважающая своих партнеров и их интересы.
Не случайно в некоторых странах постсоветского пространства выдвигают иски против наследника Советского Союза – России, требуя компенсаций за ущерб, нанесенный насильно внедренной  советской системой. В Болгарии мы предпочитаем не затрагивать эту тему и смотреть вперед – именно потому, что болгары народ мудрый и великодушный. Не затронули мы и многие другие темы – такие как ликвидационная квота СЭВ, экспроприированная Россией, регулярные «санкции» против болгарского экспорта товаров и услуг, в результате чего сегодня мы занимаем последнее место среди экспортеров из Центральной и Восточной Европы. И сегодня, наблюдая общую картину, мы продолжаем молчать, «не замечая» целого ряда фактов и обстоятельств наших двусторонних отношений, по которым на практике не существует равноправия и партнерства.
Каждое поколение заполняет свою страницу истории болгаро-российских отношений. Нынешнее – не исключение. Но отношения между нашими народами не сводятся к интересам группы олигархов из окружения президента Путина в одном или нескольких проектах в области энергетики. Если сегодняшняя Россия посягнула на своих ближайших украинских братьев и сестер, если она ежедневно не скупится на агрессивные слова и действия против других близких ей стран и народов, с которыми до недавнего времени она сожительствовала в рамках единой страны или системы, то какие выводы надлежит сделать Болгарии?
Болгария «де факто» дает ежегодно свой немалый вклад в финансировании вертикали власти в России – не только потому что наш торговый баланс остро дефицитный для Болгарии, но и оттого, что наша страна лишена права закупать энергетические ресурсы на глобальном рынке и ежегодно выплачивает России монопольную энергетическую ренту в размере более 5 миллиардов долларов! И мы не только не получаем скидок, но платим более высокую цену за природный газ и довольно высокую – за импортируемую сырую нефть при относительно низких таксах за ее переработку на месте.  Не пользуемся мы и привилегиями на цены за горючее – в то время как цены на нефть-сырец упали на 7 % (с учетом валютной компоненты), цена на бензин на наших автозаправках снизилась чуть более чем на 1 %.
Если анализировать конечный результат, то во  всех проектах энергетического «шлема» Болгария в минусе.
Напрашивается вывод: Россия ничего не дает нам даром, за все Болгария платит, причем – с процентами, т.е. при отрицательном для нас платежном балансе, следовательно, не Россия финансирует нас, это мы ее финансируем. На вышеупомянутые 5 миллиардов долларов мы можем закупать энергоресурсы у других экспортеров, не выдвигающих нам политические условия, или инвестировать их в местную добычу. Но на протяжении многих лет эти возможности сознательно блокируются.
Инвестиции российских граждан в болгарскую недвижимость и туристические услуги также не улица с односторонним движением, учитывая, что Кремль запрещает своим госслужащим инвестировать в экономику Болгарии. Растущая часть прибыли российских компаний в болгарском туристическом секторе реализуется ими при растущей прибавочной стоимости и снижающейся остаточной части в нашей стране. Но это – нормально и логично, и никто не поднимает этот вопрос.
Болгария принимала и будет принимать российских эмигрантов – начиная с белоэмигрантов, затем – диссидентов и кончая изгнанниками путинского режима. Достаточно указать на отказ болгарского суда в экстрадации Николая Коблякова в Россию из-за отсуствии гарантий справедливого суда.
Найдется у нас доброе слово и для сторонников нынешнего российского президента, ибо ничто не вечно и никто не совершен.
Нападки на Болгарию – не только попытка прямого вмешательства в ход формирования ее очередного правительства, но и (в общем плане) часть стратегии Кремля, направленной на дискредитацию традиционного туризма и бизнеса средних и малых российских предпринимателей или госслужащих с целью смягчить их недовольство возможными предстоящими ограничениями на путешествия заграницу и возможность инвестировать за рубежом.
Но что бы ни предпринималось в этом отношении, Болгария есть и будет привлекательным местом и «тихой гаванью» для российских граждан и инвесторов, которые стремятся спастись от нестабильности или затрат «высокой» политики в России. Не важно, сколько денег и усилий тратится на внедрение «крымского тренда» как обязательного места  инвестиций и туризма. И буде наши российские приятели и гости пожелают, они всегда смогут отдать дань памяти погибшим в Болгарии воинам российской армии.
Рано или поздно президент Путин «закрутит гайки» и поставит под контроль валютные операции, ограничит де факто свободу передвижения простых российских граждан. Двухцифровые показатели инфляции и срыв рубля неизбежно вызовут недовольство общества и протесты, которыми он не сможет управлять до бесконечности.  
Поэтому ему необходим внешний враг и внешние причины объяснения провалов.
Болгария и болгары отказываются быть таким врагом и служить оправданием чужих грехов и ошибок.
Надеюсь, что болгарское правительство, коллеги из министерства иностранных дел Болгарии и болгарские политики сумеют сохранить сдержанность и сориентируют свои реакции на долгосрочные интересы Болгарии и сбалансированные болгаро-российские отношения, сохранив каналы коммуникации с максимально широким кругом российских представителей политических, деловых и культурных кругов помимо «недовольных» Болгарией…
Агрессивность особенно разрушительна, если она взаимна. Мы не должны этого допустить.

                                                                         

Няма коментари:

Публикуване на коментар